Вот и наступил долгожданный момент, в руках новенькая сибишная радиостанция и такая же красавица-антенна. Что дальше?
Установка в автомобиль
Сначала определяемся с местом установки радиостанции в салоне авто. Единого стандарта нет, всё определяется и решается по месту: центральная консоль под магнитолой, в бардачок, под приборку в ноги, на пластиковый короб-обшивку рычага ручного тормоза, между передних кресел... Рекомендации общие: необходимо обеспечить удобный доступ к панели радиостанции с минимальными действиями, отвлекающими от управления ТС, и хорошую читаемость табло рации, на котором выводится информация о режиме работы (частота, канал, модуляция, шумоподавитель и т.д.). При всём этом не забывайте о криминальной стороне вопроса, сделайте так, чтобы видимость радиостанции в салоне машины со стороны улицы была сведена к минимуму.
Внимание! Не устанавливайте радиостанцию и прочее нештатное оборудование на пути срабатывания подушек безопасности автомобиля, это опасно для жизни и здоровья!
Подключение питания. Часто на шнурах питания уже присутствет штеккер для гнезда прикуривателя, который позволяет, не теряя времени, оперативно ввести рацию в работу. Данное решение имеет пару минусов: во-первых, гнездо прикуривателя будет постоянно занято, и Вы не сможете использовать его для питания остальных электропотребителей без перерыва работы своей радиостанции (а известные разветвители, "двойники" и "тройники" в прикуриватель здесь не решение вопроса, так как являются маломощными) и, во-вторых, электрическая цепь "прикуриватель-штеккер" не всегда надёжна, плохой контакт при хорошей электрической нагрузке, не замеченный вовремя, вызовет нагрев, нагар на контактных поверхностях, ухудшение проводимости и, как следствие, падение напряжения питания, которое приведёт к падению выходной мощности радиостанции. Поэтому самым верным решением будет прокладка гибкого медного многожильного провода (сечением порядка 4 кв.мм.) от плюсовой клеммы аккумулятора в салон к штеккеру питания радиостанции. Возле аккумулятора в разрыв провода обязательно врежьте предохранитель на 5-10 А, это защитит от пожара. "Минус" питания берём таким же проводом от любого ближайшего к радиостанции болта, вкрученного в кузов и имеющего надёжный электрический контакт с "массой" автомобиля. Пока не подключена антенна, не включайте радиостанцию в работу!
Установка антенны.
Антенны с магнитным основанием не требуют душевных терзаний по поводу сверления кузова и зачистки места установки от лакокрасочного покрытия. Просто установите её в центральную часть крыши авто и проведите кабель в салон, обычно это делают через заднюю левую дверку, как использующуюся реже всего, или пятую - дверку багажника. Следите за кабелем в процессе эксплуатации, не допуская повреждения наружной оболочки, резких перегибов кабеля. Не изменяйте его штатную длину. Штеккер кабеля подсоедините к антенному гнезду радиостанции.
Врезные антенны - для настоящих "тру"-сибишников. :) Благодаря непосредственному электрическому контакту с "массой" кузова, они, в отличие от антенн на магнитной подошве, имеют гораздо большую эффективность и помехозащищённость. Вариантов установки два: с помощью кронштейна и непосредственная врезка в кузов. Кронштейны продаются под разные вариации крепления - на рейлинги, багажник, водосток, боковое зеркало. Если принято мужественное решение врезать антенну в крышу, потребуется демонтаж потолочной обивки с зачисткой краёв отверстия от краски. Кабель врезной антенны допустимо укорачивать, но лучше аккуратно уложить его по внутренним полостям кузова на случай перестановок оборудования.
Подключенную антенну необходимо проверить на согласованность по волновому сопротивлению с выходным каскадом приёмопередатчика. Это делается с помощью КСВ-метра, регулируя длину стержня антенны. Следует стремиться к минимальному значению КСВ, которое равно "1". На практике его невозможно добиться, поэтому величину КСВ в 1,1...1,4 можно считать хорошей и приемлемой. Большие значения приводят к пустой трате мощности, перегреву и выходу из строя передатчика, при КСВ=3 уже нельзя нажимать тангенту передачи без риска повреждения рации.
Собственно, мало чем отличается от вышеописанного. Потребуется лишь сетевой стабилизированный блок питания 220/13,8 В мощностью порядка 10 А. В продаже имеются также различные модели так называемых "базовых" антенн под установку на балконе или крыше (предпочтительнее). Можно использовать и автомобильные антенны, но с подготовкой - антенны с магнитным основанием необходимо обеспечить металлической опорой-пластиной достаточной площади, имитирующей автомобильную крышу, а врезные антенны снабдить лучами-противовесами, выполняющими ту же роль.
Перед запуском в работу базовой станции следует также провести проверку КСВ.