На Си-Би сейчас остались либо энтузиасты Си-Би, либо дальнобойщики. Для гражданского использования существует ограничение в десять ватт, но это не такое большое ограничение. Этих десяти ватт с лихвой хватает для общения на расстоянии десятков километров. Но дальность связи зависит от массы факторов. Начиная от состояния ионосферы и заканчивая наличием железосодержащей породы в окружающем ландшафте.
Какие плюсы открывает Си-Би для начинающего радиолюбителя или человека желающего окунуться в мир радиосвязи?
Нет обязательной регистрации в РКН, низкая стоимость большинства моделей, разные типы исполнения (носимые, возимые и стационарные), возможность общения с радиолюбителями, наличие диспетчеров на канале Ce9FM (в Красноярске: КрасСпас), возможность подключения стационарных антенн, возможность использовать магнитные автомобильные антенны, высокая мощность, при проходах высокая дальность связи, почти КВ, и прочее... Но не всё так сказочно и прекрасно в мире Си-Би. Дело в том, что это коротковолновый диапазон, имеющий очень много переменных характеристик и он крайне нежен. Бывает, что открываются проходы и можно услышать корреспондента за тысячу километров от тебя, но бывает и так, что корреспондента находящегося в километре от тебя не слышно и принимается масса постороннего шума.
Ещё в Си-Би ограничена максимальная мощность, радиостанция не может передавать сигнал мощнее чем десять ватт. Хотя есть серия раскрытых радиостанций которые могут передавать сигнал мощностью до сорока ватт. Но это не законно, а в некоторых случаях даже бессмысленно. Так как очень многое зависит от антенны. Если антенна хорошая, то она выдаст в эфир десять ватт с полной утилизацией, а если антенна плохая, то вдунув в неё сорок ватт нас услышит масса корреспондентов, но мы не услышим рапорты этих корреспондентов и все будут думать, что наша аппаратура не исправна. Так, что при покупке радиостанции любого диапазона не забывайте о качественном подборе и настройке антенны. От антенны будет зависеть качество и дальность связи вашей радиостанции.
Один из минусов Си-Би — это его приближённость к коротким волнам, а это означает, что антенна для этого диапазона должна быть очень длинной. Длина волны составляет одиннадцать метров и четверть волновой диполь получится длиной 2*(11/4)=5.5 метров. А если рассматривать автомобильные антенны, то в качества противовесов будет выступать крыша (корпус) автомобиля и тогда эффективная длина антенны составит 275 сантиметров. Но и это тоже большая длина, по этому производители укорачивают антенну до полутора метров, электрически удлиняя её с помощью ёмкостей и катушек. Но эти приёмы не позволяют полностью использовать всю мощность станции и преимущества коротковолновой радиостанции.
Ещё один минус — это ограниченное количество типов модуляции сигнала. Дело в том, что бюджетные радиостанции рассчитанные на граждан, а не на радиолюбителей, поддерживают только два типа модуляции: частотную и амплитудную. Так исторически сложилось, что амплитудная модуляция используется за городом, а частотная — в городе. Дело в том, что в городе масса источников радиопомех и чтобы их подавить приходится использовать частотную модуляцию. Так же на рынке есть огромное множество радиостанций, которые были ориентированы на таксистов. Соответственно, таксисты использовали только частотную модуляцию и эти радиостанции не совсем пригодны для дальнобойщиков, которые выбирают себе радиостанции работающие в амплитудной модуляции. На некоторых типах дорогих радиостанций, больше ориентированных на радиолюбителей, есть ещё один вид модуляции — SSB. Но радиостанции поддерживающие SSB очень дорогие и подходят лишь тем, кто хочет получить большую дальность связи чем на AM/FM модуляциях.
Что ещё не умеют Си-Би? Они не имеют такой приятной функции которая позволяет принимать на одной частоте, а передавать на другой. Это необходимо для работы с репитерами. Но есть уловка в виде использования репитера типа попугай. Но подобный тип репитера несколько не удобен тем, что происходят сильные заминки в общении между корреспондентами.
У подавляющей массы радиостанций Си-Би нет тоновых и кодовых шумоподавителей, что не позволяет радиостанции открываться только на полезный сигнал.
Так как связь между радиостанциями зависит от многих факторов, то я могу привести лишь усреднённые данные о дистанции уверенной связи:
Между базовыми станциями: 20-80 км, между базовой станцией и автомобилем: 10-40 км, между базовой станцией и портативной радиостанцией: 5-10 км, между автомобилями: 5-15 км, между портативными радиостанциями: 1-5 км, между автомобилем и портативной радиостанцией: 3-7 км. Эти цифры характерны условиям, когда между корреспондентами нет больших препятствий, гор и большого количества строений. Так же они верны если базовые станции имеют полно размерные антенны (хотя бы диполь или инвертированные V антенны). На машинах установлены антенны не короче 120 сантиметров. А на портативных радиостанциях стоят штатные антенны. Так же все радиостанции, кроме портативных, работают на десяти ваттах.
Подведу небольшие итоги. Использование Си-Би в домашних условиях очень хорошо подстёгивает развитие радиолюбителей. Так как их может позволить себе любой человек с небольшим достатком. Единственная проблема будет заключаться в том, что необходимо разместить довольно громоздкую базовую антенну, длинна которой может превысить семь с половиной метра. Но есть варианты с использованием четверть-волновых антенн типа граунд плэйс (GP).
Если вы хотите начать своё знакомство с радиолюбительством начиная с Си-Би, то вы идёте правильным путём. Вы сможете ознакомиться с распространением электромагнитных волн, разными типами модуляции и возможно изготовите свою первую самодельную антенну для одиннадцати метрового диапазона (27 МГц).