Чтобы СВ-станция надежно работала, очень важно правильно ее установить, подключить к антенне и питанию.
| Такого комплекта деталей хватит для монтажа СB-станции на любом автомобиле. |
Обычно на автомобиле место для СВ-радиостанции не предусмотрено.
Кронштейн закрепляем на прочной и жесткой поверхности: во-первых,
вибрации для станции вредны, во-вторых, при аварии она не сорвется.
Задняя панель должна вентилироваться – за ней радиатор передатчика. А к
панели с динамиком свои требования: ее нельзя прижимать, так как это
заглушает звук.
| Пример установки в «Форде-Фокус» рядом с сиденьем водителя.
|
В легковом автомобиле станции обычно ставят в гнездо приемника, сбоку
водительского сиденья, на полке у ног переднего пассажира, иногда
водружают и на панель приборов. В грузовике чаще крепят над стеклом.
Обычное место тангенты – рядом со станцией, на специальном язычке. Не
менее популярно крепление резинкой к кронштейну салонного зеркала.
| КСВ-метр позволяет оценить качество настройки антенны. |
Антенна станции
задает ей нагрузку – без нее аппарат может сгореть! Основной элемент
антенны – упругий металлический штырь. Его минимальная резонансная длина
теоретически должна равняться четверти длины рабочей волны. Для «си-би»
это примерно 2,7 м. Но такой хлыст может погнуть крышу, поэтому
производители антенн штырь укорачивают. Потери «электрической» длины
частично компенсируют согласующая и удлиняющая катушки, расположенные в
основании антенны или на середине хлыста.
Длина кабеля-волновода от антенны к рации не произвольная – она кратна
длине волны, деленной на удвоенную диэлектрическую проницаемость
изоляции. Обычная длина – от 3,6 до 4 м. Удлинять, укорачивать,
пережимать или оборачивать кабель вокруг антенны нельзя, с такой
«бородой» она работать не будет.
Антенну можно крепить к водосливному желобку, но тогда «стрелять» она
будет в основном в сторону крыши автомобиля. Самая лучшая антенна –
врезанная в середину крыши: кабель и соединения будут всегда сухими, а
диаграмма работы – почти круговой. Но дырявить крышу решится не всякий,
поэтому так популярны антенны на магнитном основании. Увы, у них нет
хорошего контакта с «землей» – и КПД ниже. Кстати, толщина резиновой
прокладки под основанием антенны влияет на работу системы. И еще:
повторно ставить антенну надо точно на то место, на каком ее
настраивали, иначе изменится коэффициент стоячей волны (КСВ).
| Если потребуется, укоротить стержень не слишком трудно! |
Питание обычно
подключают через прикуриватель, но правильнее брать «плюс» от резервного
предохранителя или отдельной розетки. В автомобиле немало
электротехнических устройств, создающих помехи: высоковольтная часть
зажигания, ксеноновые фары, генератор, различные реле и т. д. Поэтому на
питающий провод желательно поставить фильтр, например ферритовые
«защелки». Их надевают ближе к радиостанции. Есть и специальные адаптеры
– такой, например, выпускает КБ «Беркут».
Антенна – это резонансный излучатель. Пока правильно не настроишь,
толком работать не будет. Выбирая ее, исходим из рабочей частоты,
указанной в паспорте, – для «си-би» это 27 МГц. Для согласования антенны
с рацией пользуемся КСВ-метром. Подключаем его между радиостанцией и
кабелем антенны. Радиостанцию включаем на рабочий канал в частотной
модуляции (ЧМ) на режим передачи – и смотрим, каков КСВ. Если он больше
3,0, станция может сгореть.
| Магнитное основание антенны снизу закрыто резиновой прокладкой. |
Для настройки антенны
изменяем длину штыря, добиваясь КСВ, близкого к единице. Штырь
приходится либо укорачивать, либо наращивать. Иногда имеет смысл
дополнительно откорректировать место для антенны на крыше. После
настройки на основной канал проверяем КСВ на соседних каналах – выше и
ниже. Если параметр меняется, значит, антенна работает. Если у станции
(например, ALAN 9001 или VECTOR Navigator) есть встроенный КСВ-метр, с
его помощью можно контролировать согласование непосредственно во время
работы в разных сетках.
Дальность местной связи с настроенной антенной зависит от ее высоты над
землей. Это расстояние можно примерно посчитать по эмпирической формуле:
Дmах = 4,1(√ h1 + √h2), где Дmах – максимально возможное расстояние
связи в километрах при условии прямой видимости; h1 и h2 – высоты антенн
от земли в метрах. Естественные и искусственные препятствия на пути
сигнала сокращают это расстояние. Просеки, открытая вода, работа с
возвышенностей могут увеличить дальность. Солнечная активность наполняет
диапазон дополнительным жужжанием и разговорами со всего света. (Особых
неприятностей специалисты ждут при максимуме активности солнца в 2012
году!) Напомним: сигнал с ЧМ слышен дальше, чем с АМ, а SSB –
однополосная модуляция – самая дальнобойная.
Улучшить связь усилителями невозможно. Сверхмощная станция только
«пылит», мешая работать на соседних каналах. Мощности от 4 до 10 Вт
достаточно для работы на расстоянии между машинами 10–15 км, – но это,
как правило, предел возможного на пересеченной местности. Для сравнения: мой рекорд местной связи
при мощности 4 Вт – около 46 км.
Владимир Арбузов, "За рулем" 2010/9
Источник: http://www.zr.ru/a/258008 |